воскресенье, 24 апреля 2011 г.

Боремся со скучными лекциями

http://www.flickr.com/photos/elizabethmason/5527344013/

Пять лет учебы в вузе, три года аспирантуры, шесть лет преподавания и я готов к тому, чтобы слушать даже неимоверно скучные лекции, не проявляя признаков усталости и скуки, и уж тем более не засыпая. Ну, не засыпаю же я на своих лекциях? Не буду пускаться в дальнейшие остроты ибо тема серьезна и ежегодно тысячи миллиардов человеко-часов погибают на подобных мероприятиях безвозвратно. Лучше займемся поиском лекарства.



Прежде всего нужно смириться с фактом существования скучных лекций. Они неизбежны. На то есть как объективные причины (не всегда преподаватели могут выбирать себе предметы по душе), так и субъективные (кто-то лектор от Бога, а у кого-то есть дар усыпить слушателей, даже рассказывая анекдоты). Так что не будем искать преступный замысел в действиях лектора, а лучше подумаем, что же можно сделать по этому поводу.

Если следовать заветам тайм-менеджмента, то на лекции, которые ничего кроме смертной тоски не навевают, не нужно ходить вообще. Радикальное и сильное решение. Однако, далеко не всегда можно развернуться и уйти домой. Точнее уйти-то можно всегда, но порой потенциальные неприятности перевешивают выгоду в виде сэкономленного времени.

ОК. Значит на лекцию, тяжело вздохнув, идем. В таком случае, ее можно провести либо в состоянии транса, когда в голове сквозняк от мыслей, следующих транзитом из одного уха в другое, либо же придумать себе какое-то развлечение (беседа с братом/сестрой по несчастью, партейка в Angry Birds или что-нибудь другое по вкусу). В общем, убийство времени в чистом виде. Попробуем придумать что-нибудь более продуктивное, коли уж пытки лекции не избежать.

Секрет первый. Если лекция не является абсолютно хроническим случаем, когда лектор отрыл какой-то пыльный теоретический манускрипт тысячелетней давности, написанный еще средневековыми монахами,  скопипейстил из него пару сотен страниц и принялся нараспев задиктовывать материал, то в ней всегда можно найти что-то интересное. Это может быть какой-то факт, история, любопытная теория, неожиданный вывод, упоминание какого-то сайта, книги и т.п. Никогда не знаешь, где наткнешься на что-то полезное. 

Процесс конечно будет очень сильно напоминать золотодобычу, так как придется просеять тонны породы, чтобы найти пару грамм золота, но в данном процессе и самородки далеко не редкость. Из своего опыта могу сказать, что даже из наискучнейшей лекции удается выжать 3-4 единицы полезной информации. Порой это биты, но бывают и целые мегабайты. Главное в этом процессе - слушать активно, то есть задавать самому себе вопросы. Например, а почему он рассказывает  именно об этом? А, как работает эта схема в реальной жизни? Откуда такая уверенность, что эта теория верная? Ну, или что-нибудь в этом роде. Порой, то, что говорит лектор, является зацепкой для целой череды взаимосвязанных мыслей, которые приводят к выводу о том, что было бы неплохо почитать о чем-то более детально.

Секрет второй. Если мозг устал и никаких сил задавать себе вопросы и искать проблески разумного нет ни сил, ни желания, то можно расслабиться и ... нет, не начать получать удовольствие, а просто расслабиться и начать наблюдать за происходящим. Как правило, даже самую скучнейшую лекцию читает все-таки человек, у которого можно чему-то научиться (хотя, он может об этом и не догадываться). Умение видеть себя со стороны дано далеко не всем, поэтому можно понаблюдать за тем, как ведет себя лектор, что он говорит, за его жестами и т.д. Это даст полезную информацию, которую можно использовать, если вдруг когда-то придется выступать самому. 

Можно, например, обнаружить, что лектор волнуется, хотя и довольно успешно это скрывает. Это оказывается большим открытием, особенно, если вы студент. Да, да, преподаватели тоже порой волнуются, читая лекции. Либо же можно заметить полезные трюки, как например, изменение громкости голоса и скорости, с которой говорит лектор. Это позволяет устранить монотонность, которая является самым страшным врагом любого публичного выступления. Монотонно рассказывающий преподаватель подобен оружию массового поражения, так как способен ввести в состояние транса любое количество слушающих. Его разрушительная сила ограничена лишь размерами аудитории. 

Можно учиться и на ошибках. Как гласит многовековая народная мудрость: "Дураки учатся на своих ошибках, умные - на чужих, а мудрые смотрят на них и не спеша пьют холодное пиво". Хм, как-то не так оно звучит. Ладно, думаю, мы поняли друг друга. Ну, в том плане, что речь тут не о пиве. Так вот, если вы сидите на самой ужасной лекции в истории и находитесь в самом эпицентре словесного снегопада, который уже завалил вас по самую макушку, то вам сказочно повезло. Доставайте чистый листок бумаги и начинайте записывать, что лектор делает не так. Пример:
  1. Диктует без остановки;
  2. Слишком быстро говорит;
  3. Рассказывает лекцию сам себе, абсолютно не обращая внимание на происходящие в аудитории события;
  4. Говорит слишком тихо;
  5. ....
Ряд можно продолжать. В итоге, у вас есть шикарнейший список, который, опять же, можно использовать для подготовки к собственным выступлениям. И не нужно говорить, что вы не собираетесь становиться преподавателем. Порой приходится выступать, даже работая в банке. Например, на ежегодном собрании акционеров. 

Надеюсь, что эти два бесплатных (что нисколько не снижает их ценность) совета помогут вам не будить храпом спящего рядом товарища. 

1 комментарий: