Одним из основных отличий преподавателя вуза от школьного учителя является тот факт, что у него отсутствует какая бы то ни было педагогическая подготовка. Фактически вчерашний студент, решивший остаться в родном вузе, неожиданно для себя оказывается в абсолютно новой роли, не обладая при этом и десятой долей необходимых навыков и умений. Появляются сотни вопросов, на которые нужно найти ответ.
Как наладить контакт с группой, но при этом сохранить дистанцию? Как заинтересовать студентов? Чему нужно учить? Как оценивать? Учить “кнутом” или “пряником”? В чем разница между хорошей и отличной лекцией? Как составлять сбалансированные по сложности задания для контрольных работ? Как рассчитать объем времени необходимого для выполнения индивидуального задания, чтобы таки оставить студентам время и на сон? И так далее. Ряд можно продолжать бесконечно.
У каждого может быть свой набор вопросов, отличающийся в деталях, но, по большому счету, они не являются новыми и с ними уже сталкивались предыдущие поколения преподавателей. А значит на них есть ответы и открывать их по новой является пустой и непродуктивной тратой времени.
Ситуация же на практике такова, что каждый должен найти ответы сам. С одной стороны, это достаточно неплохо, так как знание, которое является результатом личного опыта, надежно отложится в голове. Но, с другой стороны, наработка подобного опыта занимает не один год, и при этом она происходит за счет студентов, так как преподаватель на своем пути к мастерству наступит на все грабли, на какие только возможно наступить. Поэтому было бы гораздо проще и лучше, если бы тонкостям преподавательского ремесла учили заранее, но в этой сфере огромный провал.
Да, справедливости ради нужно отметить, что на первому году обучения в аспирантуре преподается такой предмет как “Основы психологии и педагогики” (или что-то в этом духе), но его объем и содержание позволяют сформировать лишь некое общее представление об особенностях преподавания в высших учебных заведениях. К тому же курс является сугубо теоретическим и посему не дает никаких практических навыков.
В завершении хотелось бы привести небольшой пример того, как работают педагогические “трюки” на практике и почему о них лучше узнавать пораньше. В процессе работы с группой достаточно часто возникает необходимость в обратной связи. Например, преподаватель озвучивает задание, которое необходимо выполнить студентам, после чего ему нужно убедится, что условие понято верно. Можно напрямую спросить у студентов: “Все поняли условие задания?” (или что-нибудь в этом духе). Однако с высокой долей вероятности все будут кивать головой в ответ и отвечать, что все ясно. Но это никоим образом не означает, что то, как задание было понято, действительно совпадает с тем, что требуется на самом деле.
В данной ситуации наилучшим вариантом является использование уточняющих вопросов, которые строятся таким образом, чтобы выяснить правильно ли были поняты ключевые моменты задания. Скажем, можно спросить о минимальном и максимальном объеме письменной работы; количестве необходимых практических примеров, подтверждающих позицию студента; уточнить возможно ли выполнение работы от руки либо принимается только машинописный вариант и т.д.
Еще раз повторюсь, основная идея заключается в том, чтобы задавать вопросы, ответами на которые являются основные пункты задания. В итоге гарантируется, что студенты и преподаватели поняли друг друга верно. И вот о таких “трюках” было бы здорово знать заранее.
ты, как всегда, на высоте
ОтветитьУдалитьяк на мене, то педагогічній майстерності дуже складно навчити. більшу роль відіграють особисті якості, ніж обсяг теоретичного, чи навіть практичного курсу.
ОтветитьУдалитьпросто виходить певна нестиковка: аспірантура-наукова діяльність, яка досить віддалена від педагогічної діяльності як такої. а дуже часто буває так, що люди, які добре в чомусь розбираються самі зовсім нездатні довести зрозуміло ці знання іншим.
Это противоречие заложен в самой природе высшей школы. И вот, что с ним делать, мне абсолютно непонятно.
ОтветитьУдалить