четверг, 31 октября 2013 г.

Благими намерениями ...

Парадокс. Порой в стремлении сделать что-то лучше мы в итоге добиваемся прямо противоположного результата. Например, трудно усомниться в том, что большинство родителей желают своим детям лучшего будущего и хотят их видеть успешными и самореализовавшимися людьми. И есть два варианта как можно это сделать: активно вмешиваться в жизнь своего ребенка, руководя и направляя его, либо же признать, что он независимый и самостоятельный человек, и дать ему возможность расти и ошибаться. Мне ближе второй вариант. И вот почему.

Можно взять свое чадо за ручку и попытаться провести его мимо всех жизненных трудностей и проблем, с которым сталкивался сам. Постараться сделать так, чтобы он или она не наступили на все те грабли, которыми щедро усеян жизненный путь каждого из нас. Провести их мимо всех опасностей. Прикрыть своим телом от всех ударов судьбы. Это понятное желание. Но результат может быть совсем не тот, на который рассчитываешь. В конце концов человек столкнется с реальной жизнью и неизвестно, чем завершится этот первый контакт.

Возьмем, например, историю Сиддхартха Гаутамы. Или проще говоря Будды. Юный царевич рос во дворце, полностью изолированный от всех невзгод и тягот окружающего мира. Он не знал, что такое старость, болезни, голод, страдания. Он жил в "стерильном" и искусственном мире, созданном его любящими родителями. И, если вы помните эту историю, то первая же встреча Сиддхартхи Гаутамы с реальным миром привела к тому, что он испытал сильнейшее потрясение - мир наполнен болезнями и мучениями, и ничто не может защитить его от них. Мы знаем, что эта история завершилась неплохо, и Сиддхартха Гаутама получил главный приз в виде просветления, став Буддой. Но многим ли из нас по плечам, внезапно столкнувшись с ничем не прикрытой реальностью один на один, справиться с этим опытом и не опустить руки? Думаю, что нет. Гораздо легче справляться с испытаниями, когда ты готовишься к ним, наращивая ментальные и физические мышцы.

Любой навык требует практики и тренировки. Как человек может узнать свою силу, если он не будет испытывать себя? Как можно понять чего ты стоишь, если ты не бросаешь вызов окружающему миру? Даже не длительное неиспользование какой-то функции тела приводит к тому, что она затухает, а затем отмирает. Я смог очень хорошо прочувствовать это, когда сломал ключицу, и моя правая рука находилась без движения порядка 3 месяцев. Мышцы атрофировались, сустав двигался с трудом. Полное восстановление заняло не один месяц.

Гораздо же хуже, когда "без движения" находится мозг. В наших головах постоянно формируются новые и отмирают старые нейронные связи. И это дает нам колоссальную способность к адаптации и обучению. Мы легко можем осваивать новые навыки на протяжении всей своей жизни, так как мозг сохраняет пластичность и способность к обучению до глубокой старости. Но есть важное условие - мозг нужно упражнять. И сама жизнь является главнейшим упражнением. Можно ли научиться плавать, если не заходить в воду? Конечно же нет. Можно ли научиться ездить на велосипеде, не разу не сев на него? Нет. Точно также невозможно научиться жить, если ты пассивен и за тебя живут другие.

Чрезмерную заботу о детях можно сравнить с ситуацией, когда спортсмену не дают тренироваться и выступать на соревнованиях, опасаясь того, что он может получить травму. Да, травм не будет, но не будет и результата. Человек, которого всю жизнь оберегали, лишен шрамов, его "кожа" чиста. Его словно только что достали из упаковки и очистили от целлофана. Будет ли ему легко жить? Очень сомневаюсь.

Мы не хотим, чтобы наши близкие испытывали боль, и мы готовы прийти к ним на помощь в трудную минуту. И это одна из вещей, которая делает нас людьми. Но есть испытания, которые человеку нужно пройти самому, чтобы он смог обрести себя и почувствовать внутреннюю опору.

Комментариев нет:

Отправить комментарий