UPDATE Небольшой, но важный. Со следующего года в нашем вузе планируют добавить вступительный экзамен по специальности. Так что таких перекосов уже не будет.
Подвигла меня на написание этого весьма объемного опуса удивительная ситуация, сложившаяся с поступлением в магистратуру. Не столь давно Министерство образования Украины решило, что при поступлении необходимо обязательно сдавать вступительный экзамен по иностранному языку. Это требование закреплено в “Умовах прийому до вищих навчальних закладів України”:
Подвигла меня на написание этого весьма объемного опуса удивительная ситуация, сложившаяся с поступлением в магистратуру. Не столь давно Министерство образования Украины решило, что при поступлении необходимо обязательно сдавать вступительный экзамен по иностранному языку. Это требование закреплено в “Умовах прийому до вищих навчальних закладів України”:
Для вступників на освітньо-кваліфікаційний рівень магістра на основі базової та повної вищої освіти обов'язковим є складання вступного екзамену з іноземної мови.
И все бы было чудесно, но украинская специфика дает о себе знать, и в итоге благое начинание привело к тому, что в одних вузах мимо магистратуры с песнями и плясками пролетают, в общем-то, неглупые ребята, в то время как в других вузах выдумывают странные системы оценивания, чтобы ненароком не завалить на экзамене “краснодипломника”. Например, Донецкий национальный технический университет не придумал ничего лучше, как просто взять и поставить всем за экзамен “зачет”.
Я не ставил перед собой целью разобраться со сложившейся ситуацией всесторонне. Меня интересовали ответы всего на два вопроса:
- Как максимизировать шансы попадания в магистратуру с минимумом усилий?
- Неужели дела с обучением иностранным языкам настолько плохи, что студенты не в состоянии сдать вступительный экзамен хотя бы на троечку?
Заметка построена следующим образом. Сначала будут общие рассуждения о превратностях поступления в магистратуру. Затем немного поиграемся со статистикой поступления (буду использовать данные родной банковской академии, благо они были размещены в свободном доступе), чтобы понять, насколько же плохи дела с заморскими языками у среднестатистического студента (беседы с коллегами и студентами из других вузов показали, что у них наблюдается схожая картина). И завершим все попыткой перевести проблему выбора оптимального варианта подготовки к магистратуре в количественную плоскость.
Готовим сани летом
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что задумываться о поступлении в магистратуру и готовиться к этому событию нужно чуть ли не с первого курса. Сейчас объясню почему.
Мимо магистратуры можно легко и элегантно пролететь и на это не влияет ни ваш средний бал, ни рост, ни вес. Проблема кроется в подлых и коварных иностранных языках. Дело в том, что оценка по иностранному языку оказывается столь же важной, как и средний бал за 4 года обучения:
рейтинг, по которому всех будут "сортировать" = баллы за экзамен по иностранному языку + средний бал студента.
- Шаг 1 (1-3 курс). Работа на рейтинг. Первым быть совсем не обязательно, но желательно таки, чтобы рейтинг находился в районе 80 баллов (если есть желание учиться на бесплатном).
- Шаг 2 (4 курс). Записываемся на хорошие курсы английского (немецкого, французского и т.д.) и как следует прокачиваем этот скил. Если же дела с иностранным языком совсем плохи, то тогда лучше начать заниматься еще на третьем курсе. На учебу откровенно не забиваем, стараясь учиться в районе четверок, но все же английскому отдаем приоритет.
Опыт ребят, которые занимались на специализированных курсах (хорошо и с душой), а потом сдавали наш вступительный экзамен, показывает, что можно расчитывать на получение от 80 до 90 баллов. Если начинать играться с цифрами, то получается, что у нас гипотетически 160 баллов в кармане. Чуть ниже на странице можно посмотреть минимальный проходной балл в магистратуру банковской академии, и убедиться, что с таким результатом можно "like a boss" пройти на любую специальность.
Щелкните, чтобы увеличить картинку |
Есть и маленький нюанс – приведенные выше баллы гарантируют попадание на платные места. Если же хочется бесплатного, то придется таки попотеть чуть больше. Тем не менее, общий вывод – учите английский.
О чем говорит статистика
С минимальным проходным баллом мы уже разобрались, поэтому перейдем к вопросу, который интересовал меня изначально: есть ли вообще хоть какая-то связь между средним баллом студента и тем насколько хорошо он знает иностранный язык? Здесь нам поможет корреляционно-регрессионный анализ. Ниже приведена диаграмма рассеивания, на которой отображены данные по 280 студентам, которые сдавали вступительные экзамены в магистратуру УАБС НБУ.
Щелкните, чтобы увеличить картинку |
Хоть ведущие статистики и сравнивают попытки сделать вывод про наличие зависимости на основании диаграмм рассеивания с гаданием на кофейной гуще, все же позволим себе заняться подобной ересью. Одного взгляда на диаграмму достаточно для того, чтобы выдвинуть предположение о том, что зависимости нет. Вообще нет. Ни в каком виде. Тем не менее, проверим наличие связи с помощью коэффициент корреляции. Его значение составляет 0,29. То есть связь отсутствует, и зрение нас не обманывает.
При этом существенно отличается разброс результатов. В случае со средним баллом размах вариации составляет всего 33,3 балла (минимальное значение – 61,7; максимальное - 95). Если же говорить про иностранные языки, то тут разброс гораздо больше. Размах вариации составляет 84 балла (минимум – 16; максимум - 100). Получается, что в целом результаты студентов находятся достаточно близко, но вот уровень подготовки по иностранным языкам отличается кардинально.
Для полноты картины проанализируем значения медианы и моды.
Щелкните, чтобы увеличить картинку |
И вот ведь, что интересно: из таблицы видно, что мода совпадает, при том что медианы отличаются весьма существенно. То есть получается, что, с одной стороны, наиболее часто встречающаяся оценка за вступительный экзамен совпадает со средним баллом, а, с другой стороны, на экзамене по иностранному языку было получено такое количество оценок плохих и разных, что это сместило средний балл и медиану ко дну морскому.
И завершим наш краткий анализ, рассмотрев ситуацию чуть более детально на примере одной из специальностей. Выбор пал на «банковское дело» (исходные данные доступны вот здесь). Причина, по которой была выбрана именно эта специальность, достаточно простая – слепой жребий.
Всего пыталось поступить на дневную магистратуру по специальности «банковское дело» 57 человек. Успешно добились поставленной цели – 30 человек. Итоги «спринтерского забега» представлены в таблице.
Щелкните, чтобы увеличить картинку |
Посмотрим на разброс данных.
Щелкните, чтобы увеличить картинку |
И снова все дело в английском. Максимальное и минимальное значение рейтинга практически не отличается у студентов, прошедших и не прошедших в магистратуру. Не считать же, в самом деле, значимым разрыв в 3 балла.
А вот иностранный язык и тут отделил мужчин от юнцов. Те, кто не смогли поступить в магистратуру, не просто плохо сдали экзамен по иностранному языку, они его с треском провалили. Ну, как можно набрать 24 балла на экзамене? Студент, получающий такую оценку, показывает, что он не обладает никакими навыками по предмету. По сути, это твердая и жирная единица по советской шкале оценивания.
Но камень тут летит не только в огород студентов, которые завалили английский, немецкий или французский язык (нужное подчеркнуть), но и к тем, кто оценивал их учебу до этого. Если человек дожил до четвертого курса, то значит по иностранному языку у него как минимум 50 баллов. Даже если учитывать волнение и т.п. факторы, то провал в 25 баллов все равно представляется крайне странным.
Займемся корреляционно-регрессионным анализом и снова начнем с диаграммы рассеивания.
А вот иностранный язык и тут отделил мужчин от юнцов. Те, кто не смогли поступить в магистратуру, не просто плохо сдали экзамен по иностранному языку, они его с треском провалили. Ну, как можно набрать 24 балла на экзамене? Студент, получающий такую оценку, показывает, что он не обладает никакими навыками по предмету. По сути, это твердая и жирная единица по советской шкале оценивания.
Но камень тут летит не только в огород студентов, которые завалили английский, немецкий или французский язык (нужное подчеркнуть), но и к тем, кто оценивал их учебу до этого. Если человек дожил до четвертого курса, то значит по иностранному языку у него как минимум 50 баллов. Даже если учитывать волнение и т.п. факторы, то провал в 25 баллов все равно представляется крайне странным.
Займемся корреляционно-регрессионным анализом и снова начнем с диаграммы рассеивания.
Щелкните, чтобы увеличить картинку |
После непродолжительного изучения графика можно сделать решительный вывод, что зависимостью тут и не пахнет. И это подтверждается коэффициентом корреляции. Его значение составляет 0,4. Что указывает на отсутствие линейной зависимости между исследуемыми данными. То есть, как ни прискорбно, но в очередной раз убеждаемся, что успехи студентов по другим предметам никак не сказываются на его навыках в сфере иностранных языков.
Считаем деньги
Прежде всего, стоит определиться с тем, а нужна ли вообще эта самая магистратура, так как самый простой вариант сэкономить деньги – это отказаться от самой идеи поступления. К тому же, если интересует лишь факт получения высшего образования, а не какие-то там загадочные знания и т.п. глупости, то вполне хватит бакалавратуры. После окончания которой можно смело помахать рукой родному вузу и отправиться работать на благо страны.
И этот вариант очень даже неплох, так как он избавляет от необходимости заморачивать себе голову каким бы то ни было долгосрочным планирование. Плюс можно смело забивать на иностранные языки, а сэкономленное время провести с большей пользой (например, щелкая семки возле подъезда). Но поскольку в данном случае анализировать особо нечего, то давайте-ка все-таки поступим в магистратуру.
Если переводить проблему поступления в магистратуру в плоскость рационального выбора, то нам нужно добиться выполнения двух условий:
- Сб. – стоимость обучения в бакалавратуре, грн.;
- Син. – стоимость прокачки иностранного языка, грн.
Будем мы платить или нет за обучение в бакалавратуре на протяжении всех 4 лет обучения целиком и полностью зависит только от одного фактора – рейтинга (среднего балла). В связи с чем возможны следующие варианты (см. рисунок). Для упрощения ситуация данные о стоимости обучения были взяты по специальности «банковское дело».
И этот вариант очень даже неплох, так как он избавляет от необходимости заморачивать себе голову каким бы то ни было долгосрочным планирование. Плюс можно смело забивать на иностранные языки, а сэкономленное время провести с большей пользой (например, щелкая семки возле подъезда). Но поскольку в данном случае анализировать особо нечего, то давайте-ка все-таки поступим в магистратуру.
Если переводить проблему поступления в магистратуру в плоскость рационального выбора, то нам нужно добиться выполнения двух условий:
- Минимизация наших издержек;
- Максимизация вероятности поступления в аспирантуру.
С = Сб + Син.,
где: - Сб. – стоимость обучения в бакалавратуре, грн.;
- Син. – стоимость прокачки иностранного языка, грн.
Будем мы платить или нет за обучение в бакалавратуре на протяжении всех 4 лет обучения целиком и полностью зависит только от одного фактора – рейтинга (среднего балла). В связи с чем возможны следующие варианты (см. рисунок). Для упрощения ситуация данные о стоимости обучения были взяты по специальности «банковское дело».
Щелкните, чтобы увеличить картинку |
Однако же вернемся к рисунку. Как можно убедиться, затраты варьируются от 0 грн. («спасибо папе и маме за мозг и самому себе за самодисциплину») до практически 30 шуршащих и пахнущих свежей краской тысяч гривен («мозг?! какой мозг? дисциплина?! я пошел спать»).
Что до английского языка, то тут снова возможны варианты. Прежде всего, все зависит от того, какой уровень подготовки был получен в школе, так как те немногочисленные пары, которые будут в вузе, ситуацию кардинальным образом не изменят. Ну, может быть станет уровень чуть лучше, но ждать резкого level-up не стоит. Для наших рассуждений предположим, что заниматься будем на специализированных курсах. Их стоимость и длительность могут варьироваться в весьма большом диапазоне, но в среднем можно говорить о стоимости порядка 600 грн. в месяц и длительности курсов не менее 10 месяцев.
Щелкните, чтобы увеличить картинку |
Сведем воедино полученные результаты.
Теперь просуммируем расходы и посмотрим, что у нас получилось.
Разброс значений получился достаточно большой и, как ни удивительно, но дешевле всего обходится бесплатная учеба и «отличный английский». Варианты «учусь хорошо, но иностранные языки не моё» и «учусь посредственно, но бог в иностранных языках» можно считать примерно равноценными с точки зрения затрат.
Вместо итога
Итога как такового не будет, а будут лишь несколько вопросов, которые возникли по ходу написания:
- Зачем сдавать вступительный экзамен по иностранному языку, если ни один предмет не преподается на английском? В таком случае гораздо логичнее сдавать экзамен по украинскому языку.
- Почему Министерство образования ввело экзамен по иностранному языку, но не делает никаких шагов по внедрению обучения на английском языке в бакалавратуре и магистратуре?
- При чем французский, немецкий и т.п. языки при поступлении в магистратуру? Если ориентируемся на западные стандарты, то магистерские курсы преподают на английском. Этот язык уже давно стал общепризнанным стандартом в сфере научных исследований.
- Как учат иностранным языкам в украинских школах и вузах, если ребята с хорошим средним баллом не набирают на экзаменах даже 50 баллов из 100? И это при том, что они успешно доучились до четвертого курса, а, значит, имеют минимум тройку по этому предмету.
1. У нас суть новых (давно уже старых) реформ в образовании сводится к копированию позитивного опыта европейских стран с добавлением своих новшеств. В результате - маразм и полный обратный эффект от Болонского процесса.
ОтветитьУдалить2. Министерство занято личной выгодой.
3. Дали возможность просто не учить англ как обязательный.
4. Вот если родственники преподавателей кафедры иностранных языков набирают максимум - то здесь возникает вопрос почему. А в нас иностранным языкам учат слабовато, но делают вид упорной деятельности.
Спасибо за отлик. Вопросы были в большей степени риторическими, но ответы действительно напрашиваются именно такие.
ОтветитьУдалитьК сожалению экзамен в основной массе был просто списан, и многие из тех кто по глупости решили писать все сами остались за бортом. Далеко ходить не нужно, возьмем например Святослава, думаю вы догадались о ком я говорю, он не может спросить на всеми любимом буржуйском языке как пройти к магазину или сколько стоит бутылка газировки, не говор уже о какой либо беседе на том же языке=) Человек на 3 курсе только понял, как регистрировать почту=) Вот такое у нас интересное образование....
ОтветитьУдалитьНаслышан о подобных историях. Надеюсь, что введение экзамена по специальности поможет исправить ситуацию. А вот как чинить образование, мне неясно. Пока есть ощущение, что хорошее образование просто не востребовано обществом.
ОтветитьУдалитьРадует только то, что все больше компаний проводят при приеме на работу различного рода тестирования и пытаются найти людей любознательных, с нестандартным мышление. Таким образом те кто будут работать в сфере ИТ вынужденны не тупо заучивать все, а формировать особый тип мышления, если хотят заниматься чем-то значащим.
ОтветитьУдалить