четверг, 25 августа 2011 г.

Чему не учат вузовских преподавателей - 2

В прошлый раз я привел пример того, как можно улучшить качество своего кунг-фу преподавания с помощью достаточных простых методов. Напомню, что примером послужила распространенная ситуация, когда нужно убедиться, что студенты действительно поняли суть задания. Бесконечное переспрашивание того, понятно ли всё и всем, в данном случае является пустой тратой времени, поэтому лучше использовать уточняющие вопросы. Сегодня хочу поделиться еще одной полезной штукой.

Мне в руки попала интересная форма, которая используется преподавателями английских языковых школ при подготовке к занятиям. Она называется весьма незамысловато "Lesson Plan" и содержит ряд пунктов, над которыми стоит поразмышлять учителю. Вопросы, на которые нужно дать ответ, очень и очень простые, но они позволяют улучшить качество занятия, так как заставляют думать наперед. Однако же, ближе к делу.

Цели для студентов (по окончании занятия студенты будут знать/уметь ...) 

Проводится не некое абстрактное занятие, на котором мы занимаемся всем на свете и тратим время любым удобным нам способом (лишь бы это хоть как-то касалось предмета). У нас есть цель, вокруг которой строится все происходящее в аудитории. Например, к концу занятия студенты смогут решать типовые задачи на нахождение точки равновесия на рынках совершенной конкуренции. Это позволяет не отвлекаться на побочные темы и иметь четкий критерий проверки того, насколько успешно прошла пара.

Персональные цели (сегодня я, как преподаватель, работаю над тем, чтобы ...)

А вот это вообще неожиданный поворот событий. Нет, мы, преподаватели, конечно работаем над собой (анализируем свои ошибки; если оценки не очень радуют, то размышляем над тем, что бы поменять, улучшить). Но вот, чтобы прямо цель на занятие поставить... Это что-то новенькое. Мини-целями могут быть: сегодня работаю над тем, чтобы отвечать на вопросы по сути и не скатываться в чтение лекций; не говорить слишком много;  излагать материал более доступно и т.д. Таким образом, делая каждый день маленькие шажки, можно постепенно избавляться от плохих привычек и приобретать полезные навыки.

Предположения (студенты могут знать...)

И снова сюрприз. Оказывается, человек может что-то знать, у него есть какой-то опыт. Он не просто пришел с улицы, а что-то даже до этого изучал. И это не ирония. Дело в том, что связь с другими дисциплинами - действительно слабое звено вузовской подготовки. Подразумевается конечно, что курс каким-то боком опирается на то, что учили до этого, но задумываешься над подобным вещами редко.

При этом необходимо не только определить, что студенты уже знают, но и задуматься над тем, что необходимо повторить. Ясно, что базовые знания скорее всего остались, а вот какие-то специфические моменты могли забыться. Например, можно помнить из курса микроэкономики виды издержек и доходов (общие, средние, предельные и т.д.), но при этом забыть, как именно выглядит графическая интерпретация условий максимизации прибыли чистого монополиста. Исходя из подобных предположений и выстраивается план занятия.

Ожидаемые проблемы (перечень проблемных вопросов трудных для понимания либо выполнения)

Практически в каждой теме можно найти пару вопросов, которые достаточно трудно понять с первого раза. Порой это какие-то длинные цепочки логических выкладок, которые просто не налазят на голову. А, иногда вроде бы и понятно, о чем идет речь на уровне модели, но не совсем ясно, как это работает в реальной жизни. Поэтому вполне логично, что при подготовке к занятию стоит поразмышлять и составить список потенциальных трудностей.

Например, решение задач по теме "Олигополия" требует знания большого количества моделей (Курно, Бертрана, Штакельберга и т.д., и т.п.), так как одной стандартной модели нет и не может быть в принципе. А, так как отдельные модели являются достаточно сложными для понимания, то студенты могли не успеть разобраться полностью в механизме их действия.

Решения (каким образом можно устранить проблемы, описанные в предыдущем пункте)

Название говорит само за себя. Определив перечень ожидаемых проблем, мы переходим к их решению. Может быть от нас требуется какой-то дополнительный иллюстративный материал. Может быть нужно еще раз напомнить какие-то базовые понятия. Выбор остается за преподавателем и его чутьем.

Если руководствоваться предыдущим примером, то можно сделать следующее. Определяем те модели, с пониманием которых могут быть сложности. Подготавливаем иллюстрации механизма их действия (графики) и типовое решение задач на данные модели.

Остается конечно дискуссионным вопрос о том, сколь применимы методики языковых школ в вузах, но, как мне кажется, данный перечень вопросов можно и нужно использовать при подготовке к занятиям. Чтобы пройтись по всем этим пунктам времени много не нужно, а эффект, как говорится, будет на лицо. За сим откланиваюсь. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий